DOKA-ART@DOKA.RU +7 (499) 995 25 31

XII Всероссийский семинар компании ДОКА Центр

Приближалась полночь,
а я всё пытался переложить на бумагу
впечатления от семинара…

АЛГОРИТМ ПОИСКА РЕШЕНИЙ

Достаточно пролистать сообщения в телеграмм-канале, созданном специально для участников XII Всероссийского семинара компании ДОКА Центр «Новая реальность – новые решения», чтобы понять, что семинар состоялся и по доброй доковской традиции прошел на отлично.

А поначалу Москва встретила участников школы знатоков театрального дела, слетевшихся со всех концов страны, не очень любезно, дождем и холодной погодой. Потом Александр Фокичев, генеральный директор компании, в своем выступлении скажет, что на мероприятие собрались более 200 специалистов из более чем 40 больших и малых городов России. Такое число профессионалов в одном месте собирается крайне редко, пожалуй, только на таких встречах. Уважающие себя доки стараются приглашения ДОКИ не пропускать.

От предыдущего семинара нас отделяют три года (в 2022 году его не проводили по понятным и объяснимым причинам). Но для ДОКИ важен не календарный подход. Эти встречи проводятся не для «галочки» в календаре, а для поиска ответов на самые важные профессиональные вопросы; не для того, чтобы похвалить себя лишний раз, а для того, чтобы обобщить собственный опыт и опыт коллег и применить его в деле.

Три прошедших года были чрезвычайно насыщены событиями. Но эти события, развернувшиеся в мире, имели для дела, которым 36 лет занимается компания ДОКА Центр, скорее отрицательное значение. Поэтому перед XII семинаром стояла задача определить пути дальнейшего движения вперед, предложить новые решения, позволяющие не затормозить развитие отрасли.

Работа началась в первый же день. Уже вечером прошли два важных круглых стола.

На первом, который вели Александр Фокичев и директор Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова Кирилл Крок, а участие принимали руководители театров и специалисты по работе с государственным заказом, рассматривались вопросы организации оснащения и переоснащения театров без остановки творческого процесса, а также нововведения в федеральных законах, регулирующих закупку товаров и услуг и вопросы контрактной системы в связи с изменениями сроков и условий поставок. Тема для обсуждения звучит очень длинно и несколько по-канцелярски, но в действительности включает в себя огромный круг вопросов и проблем, которые руководителю театра или подрядчику по реконструкции приходится решать ежедневно.

Многие театры, хотя и ожидают годами реконструкции или модернизации, воспринимают этот процесс с большой опаской. У руководителей перед глазами отнюдь не положительные примеры, когда театры приходилось закрывать на годы (!), а играть на арендованных площадках. В результате падало качество спектаклей, снижался творческий дух коллектива, а иногда просто распадалась труппа.

Между тем, компания ДОКА Центр имеет хороший опыт в проведении комплексной реконструкции театров за короткий срок, практически в межсезонный период, и готова поделиться этим опытом.

На втором круглом столе, на который были приглашены технические специалисты служб художественного света, разговор шел о том, какие пульты управления постановочным освещением официально доступны сегодня для поставки, каковы их возможности. Под руководством заместителя генерального директора компании «Дока Центр» Василия Литвина и при участии Данилы Ненашева бренд-менеджера компании Show Atelier и Ивана Румянцева технического директора компании Sim состоялся серьезный обмен мнениями, когда каждый участник обсуждения смог высказать свое суждение.

Ближе к вечеру погода, поняв, что нас так просто не испугать, решила исправиться. Облака покинули небо, не осталось даже намека на дождь, стих холодный ветер. Заходящее солнце отражалось в зеркальных водах Москва-реки. Здесь, у истоков, она ещё выглядит маленькой деревенской речкой, хотя совсем скоро получит столичный размах в гранитных берегах.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что все мы собрались на берегу реки, а ароматный шашлык оказался приятным дополнением вечера на речном берегу.

Утро второго, основного дня семинара, порадовало ярким солнцем и приятной прохладой. Настроение заметно улучшилось, лица участников подобрели и лучились улыбками даже у суровых деятелей искусства, окруживших табличку «Место для курения» и скрывавшихся за клубами сизого дыма. Тем более что работа началась с демонстрации документального видеофильма об XI семинаре, состоявшемся в 2020 году и проходившем в Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова, в тот год только что завершили грандиозную реконструкцию. Многие из сидевших в зале узнавали себя, только на три года моложе. Ничего удивительного тут нет: традиционные доковские встречи пользуются большой популярностью, и есть гости, которые участвуют далеко не в первом семинаре.

Приятное впечатление оставил и фильм о праздновании 35-летия ДОКИ, прошедшем в мае 2022 года. Тридцать пять лет — это серьезный возраст для компании. Это значит, что закончились болезни роста, удачно завершились поиски собственного «я» и коллектив единомышленников заработал в полную силу, показывая себя как команда профессионалов самой высокой квалификации. Об этом говорили и гости праздника, которые тесно работают с ДОКОЙ все эти три с половиной десятка лет и остаются её преданными друзьями.

Наконец на сцену поднимается Александр Фокичев. Для Александра Николаевича это не просто очередной семинар, которых на его веку генерального директора компании ДОКА Центр уже более десятка. Каждый из них ― этап, от каждого хочется получить максимальную отдачу, с его помощью выстроить оптимальную линию движения вперед.

Нынешняя встреча не исключение. В выступлении он сформулировал перечень рисков и угроз, возникших в последнее время, существенно нарушающих производственную деятельность фирмы, и ставящих под угрозу выполнение обязательств по контрактам, а также рекомендации по снижению негативного влияния санкционных ограничений. Была определена и программа мер, которые должны помочь в решении возникших проблем. Это был общий взгляд руководителя, более конкретные рекомендации давали в своих выступлениях его коллеги.

Зримым подтверждением возможностей компании эффективно действовать в условиях, максимально приближенных к боевым, стал видео рассказ об одной из последних работ ДОКИ, начатой в феврале 2022 года, в самый разгар раздачи пакетов с санкциями, и завершенной в кратчайшие сроки, установленные государственным контрактом. Кадры фильма прокомментировал и рассказал о своих впечатлениях от совместной работы с ДОКОЙ Дмитрий Макаров, который в то время в должности заместителя директора театра занимался всеми вопросами реконструкции со стороны заказчика.

Обсуждение ситуации продолжил руководитель направления сценической механики Андрей Грязнов. Он обратил основное внимание на существующее положение с импортозамещением механического оборудования и производственных возможностях российских компаний.

Анализ положения дел, сделанный им, показывает, что российские аналоги зарубежного оборудования для верхней и нижней механизации сцены уже существуют или будут созданы в ближайшее время. Внимательное изучение конъюнктуры рынка показало, что надежные изготовители, поддерживающие высокое качество изделий, соответствующее международным стандартам, находятся, например, в Китае и следует самым энергичным образом развивать партнерские отношения с такими компаниями.

Активное участие в процессе импортозамещения принимает и ДОКА. Примером этого послужила презентация разработанной в компании системы управления механикой сцены, которую провел ведущий инженер-конструктор Сергей Добриков. Необходимость в разработке такой программы возникла после того, как иностранные разработчики серьезно подвели наших заказчиков, едва не сорвав важное мероприятие. Доковская программа ни в чем не уступает известным нам аналогам и будет хорошим помощником для служб сценической механизации.

О новых и хорошо известных сценических материалах, текущем состоянии дел с поставками из-за рубежа рассказала руководитель направления материалов и технологий сценического дизайна Маргарита Белоусова.

Каталог сценических материалов ДОКИ: текстиля для одежды сцены, напольных покрытий, проекционных экранов, специальных красок и много другого обширен, и, казалось бы, все потребности театров должны удовлетворяться. Однако, потери есть и здесь. Ушла с российского рынка известная фирма ROSCO, и возникла проблема в поставке светофильтров, которые постоянно требуются при оформлении спектаклей.

Сегодня надежным поставщиком сценических материалов остается австрийская компания TUECHLER, с которой ДОКА не первый год поддерживает деловые отношения.

Возможности, которые предоставляет продукция австрийских коллег, были проиллюстрированы красочными фотографиями художников-сценографов.

Более подробно вопросы использования материалов сценического дизайна были обсуждены в ходе специального круглого стола для художников-постановщиков и художников-технологов, регулярно проводимого на каждом семинаре.

Среди спикеров круглого стола были такие именитые гости, как Артем Керпек, Алина Алимова, Александр Храмцов, Алексей Викторов, Александр Глазунов, Максим Чепиль.

Едва ли не самый большой интерес участников вызвало выступление Василия Литвина о новинках светового оборудования и демонстрация их возможностей.

Он провел эту часть семинара не один. Ему помогали технический специалист компании Claypaky (Италия) Юлия Сабева, подробно рассказавшая о новых приборах известного итальянского бренда (это была практически премьера новых прожекторов в России) MINI-B Spot, TAMBORA LINEAR, VOLERO WAVE, SYNFONYA

и Luca Faini, представлявший компанию DTS (Италия) и познакомивший специалистов с рядом новинок.

Рассказано было и о новинках третьего итальянского партнёра ДОКИ фирмы Spotlight. Несмотря на то, что несколько крупных производителей светотехнического оборудования покинули Россию, итальянские предприятия не хотят отказываться от сотрудничества с нашими фирмами, прекрасно понимая, что оставив российский рынок на время, они могут не вернуться сюда никогда.

Большинство специальных световых приборов у нас в стране не производится, поэтому поиск надежных поставщиков идет постоянно. В последнее время все больше внимания уделяется Юго-Восточной Азии, и в частности, Китаю. На семинаре выступил представитель китайской компании ACME Александр Пейков. Он рассказал об истории фирмы, основной номенклатуре производимой продукции, планах по развитию контактов с Россией. ACME представляется перспективным партнером, обещая к тому же быстрые сроки поставки заказанного оборудования.

О новинках в области интеллектуального управления светом вел речь представитель производственной компании Санэлек Даниил Васильев. Компания Санэлек давний партнер ДОКИ, с которым успешно выполнен не один совместный проект. Оборудование Санэлек отличается высокой надежностью, что особенно важно для систем управления, и представлено в широком ассортименте. Это еще один из отечественных производителей, продукция которого не уступает зарубежным аналогам.

Начиная свое выступление Сергей Юрченко, руководитель направления электро-акустических решений, с помощью первого же слайда своей презентации визуально продемонстрировал, кто из зарубежных фирм-производителей акустического и видео оборудования ушел с рынка. Оказалось, что ушли практически все. В этой сложной ситуации не спасает даже так называемый «серый импорт», поскольку сроки поставок удлинились до одного года.

Давать какие-либо советы в такой ситуации чрезвычайно сложно, но, видимо, один из путей решения проблем – обратить внимание на отечественные фирмы-производители акустического оборудования, которые долгое время находились в тени зарубежных коллег. В последнее время некоторые из них начинают активно действовать на рынке.

Примером умелого использования своего потенциала можно назвать санкт-петербургскую компанию «Тракт», представившую на суд специалистов систему Синапс для использования в качестве служебной связи в театре. Об архитектуре системы и её возможностях рассказал Илья Шабалин. Система Синапс это ещё один удачный пример импортозамещения.

В своем заключительном слове, подводя итоги разговора на актуальные темы, Александр Фокичев был краток. Основной вывод обсуждений: несмотря на все сложности, возникающие в работе, остановить развитие компании и в целом отрасли не удается, и возможности для выполнения поставленных задач сохраняются.

По существующей семинарской традиции предстояло сделать общую фотографию. Вы сейчас видите её. Возможно, на ней трудно разглядеть лицо каждого из нас, но общее приподнятое настроение читается хорошо. И сразу видно, сколько верных друзей и преданных помощников есть у феномена, называемого «Театр».

Разговоры и обсуждения, рассказы о созданных спектаклях и планах на будущее продолжились за столами на вечернем банкете. А когда солнце попрощалось с нами и скрылось за горизонтом, и подкралась ночь, заповедные рублево-успенские леса огласили звуки музыки: на сцене появился коллектив под руководством Дмитрия Аверкина, старшего менеджера-проектировщика компании ДОКА. Коктейль из задора, напора и креатива, буквально клокотавший в творческих организмах участников, вызывал искреннее восхищение. Органы слуха пытались оспорить эту точку зрения, но я думаю, что это старческое брюзжание и обращать внимание на него не стоит. Надеюсь, что музыканты на меня не в обиде.

Третий, заключительный день, был несколько грустен ― предстоял отъезд домой. Однако с утра ещё продолжались индивидуальные консультации со специалистами компании ДОКА, представителями других фирм-поставщиков по представленному оборудованию, его возможностям и особенностям эксплуатации.

Но вот опустело фойе, погружены на автомашины ящики с приборами, подошли автобусы и увезли гостей семинара домой, в десятки городов России.

А история семинаров ДОКИ на этом не заканчивается, уж поверьте мне.

Это говорю вам я,
Александр Сергеев.

05.06.2023 г.