Все мы люди взрослые и потому, к сожалению, уже не верим в Деда Мороза. И все-таки, чем ближе на календаре день 31 декабря, тем сильнее охватывает нас странное чувство. С одной стороны, нам жаль, что заканчивается ещё один год и мы стали старше, с другой ─ хочется, чтобы растаял туман неизвестности и можно было бы увидеть, что ждёт нас впереди, в наступающем году. И когда мы смотрим на мелькание разноцветных лампочек и золотые шары на зеленой ёлке, закрадывается сомнение — а, может быть, Дед Мороз существует?
Чем запомнится нам год 2023? Какие строчки останутся от него в истории нашей компании?
Безусловно, центральным событием года стал традиционный доковский XII Всероссийский семинар «Новая реальность – новые решения».
Такое значение этому мероприятию мы придаем не случайно. Семинар, кроме того, что дает возможность профессионалам обменяться мнениями и новыми идеями, обобщить собственный опыт и опыт коллег, подводит итог работы и определяет вектор развития самой компании на ближайшие годы. Точный анализ пройденного пути, его успехов и неудач, помогает выработать новые решения, дать импульс дальнейшему динамичному развитию отрасли. И тот факт, что на семинар собрались более 200 специалистов из более чем 40 больших и малых городов России, совершенно не удивителен.
Программа семинара, как это принято в ДОКЕ, была очень насыщенной.
Состоялись три важных круглых стола. На первом, который вели Александр Фокичев и директор Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова Кирилл Крок, а участие принимали руководители театров и специалисты по работе с государственным заказом, рассматривались вопросы организации оснащения и переоснащения театров без остановки творческого процесса, а также нововведения в федеральных законах, регулирующих закупку товаров и услуг, в связи с изменениями сроков и условий поставок.
На втором круглом столе, на который были приглашены технические специалисты служб художественного света, разговор шел о том, какие пульты управления постановочным освещением официально доступны сегодня для поставки, каковы их возможности. Под руководством заместителя генерального директора компании Василия Литвина состоялся серьезный обмен мнениями, когда каждый участник обсуждения смог высказать свое суждение.
Был и третий круглый стол, который подготовила Маргарита Белоусова, но о нём речь впереди.
Вспомнили и предыдущий, XI семинар, памятные моменты которого сохранились в документальном видеофильме, показанном участникам.
Генеральный директор ДОКИ Александр Фокичев в выступлении, которым начался второй день семинара, сформулировал перечень рисков и угроз, возникших в последнее время, существенно нарушающих производственную деятельность фирмы, и ставящих под угрозу выполнение обязательств по контрактам. Констатацией этих фактов он не ограничился, а сформулировал несколько конкретных предложений по снижению негативного влияния санкционных ограничений.
Обсуждение ситуации продолжил руководитель направления сценической механики Андрей Грязнов. Анализ положения дел, сделанный им, показывает, что российские аналоги зарубежного оборудования для верхней и нижней механизации сцены уже существуют или будут созданы в ближайшее время. Активное участие в процессе импортозамещения принимает и ДОКА. Примером этого послужила презентация разработанной в компании системы управления механикой сцены, которую провел ведущий инженер-конструктор Сергей Добриков. Доковская программа ни в чем не уступает известным нам аналогам и будет хорошим помощником для служб сценической механизации.
О новых и хорошо известных сценических материалах, текущем состоянии дел с поставками из-за рубежа рассказала руководитель направления материалов и технологий сценического дизайна Маргарита Белоусова.
Несмотря на действующие санкционные ограничения, мы продолжаем поставлять высококачественные материалы для одежды сцены, бесшовные сетки, экраны и сценический линолеум. Сегодня надежным поставщиком продукции для декораций остается австрийская компания TUECHLER, с которой ДОКА не первый год поддерживает деловые отношения. Продолжается активное сотрудничество с известным производителем из Германии компанией Gerriets.
Более подробно вопросы использования материалов сценического дизайна были обсуждены в ходе специального круглого стола для художников-постановщиков и художников-технологов, регулярно проводимого на каждом семинаре. Среди спикеров круглого стола были известные художники, руководители мастерских, технические специалисты театров: Артем Керпек, Алина Алимова, Александр Храмцов, Алексей Викторов, Александр Глазунов, Максим Чепиль.
Едва ли не самый большой интерес участников семинара вызвало выступление Василия Литвина о новинках светового оборудования и демонстрация их возможностей. Вместе с менеджером компании Claypaky (Италия) Юлией Сабевой, подробно рассказавшей о новых приборах известного итальянского бренда MINI-B, TAMBORA LINEAR, VOLERO WAVE, и Luca Faini, представлявшем компанию DTS (Италия) и познакомившим специалистов с рядом новинок, Василий представил наиболее полную картину состояния рынка светотехники сегодня. Рассказано было и о новинках третьего итальянского партнёра ДОКИ — фирмы Spotlight.
На семинаре выступили представители китайской компании ACME Александр Пейков и Екатерина Злобина, рассказавшие об истории фирмы, основной номенклатуре производимой продукции, планах по развитию контактов с Россией. ACME представляется перспективным партнером, обещая к тому же быстрые сроки поставки заказанного оборудования.
О новинках в области интеллектуального управления светом вел речь представитель производственной компании Санэлек Даниил Васильев. Компания Санэлек давний партнер ДОКИ, с которым успешно выполнен не один совместный проект. Оборудование Санэлек отличается высокой надежностью, что особенно важно для систем управления, и представлено в широком ассортименте. Это еще один из отечественных производителей, продукция которого не уступает зарубежным аналогам.
Начиная выступление, Сергей Юрченко, руководитель направления электроакустических решений, с помощью первого же слайда своей презентации визуально продемонстрировал, кто из зарубежных фирм-производителей акустического и видео оборудования ушел с рынка. Оказалось, что ушли практически все. Несмотря на это, поставки продолжаются, активно используется так называемый «серый импорт», меняется логистика и это позволяет максимально сокращать сроки поставок. Опускать руки причин нет, потому что нет нерешаемых задач, как считают в ДОКЕ.
Давать какие-либо советы в такой ситуации чрезвычайно сложно. По мнению Сергея Юрченко один из путей решения проблем – обратить внимание на отечественные фирмы ─ производители акустического оборудования, которые долгое время находились в тени зарубежных коллег. В последнее время некоторые из них начинают активно действовать на рынке.
Примером умелого использования своего потенциала можно назвать санкт-петербургскую компанию «Тракт», представившую на суд специалистов систему Synapse для использования в качестве служебной связи в театре. Об архитектуре системы и её возможностях рассказал Илья Шабалин. Система Synapse — это ещё один удачный пример импортозамещения.
Посмотрите ещё раз на общую фотографию участников семинара, сделанную по существующей традиции. Возможно, на ней трудно разглядеть лицо каждого из нас, но общее приподнятое настроение читается хорошо.
Вторым по значению событием, определявшим нашу жизнь на протяжении года, стало участие в работе по Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
В апреле 2023 года АО «ДОКА Центр» подписало контракт на реконструкцию Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в качестве подрядчика по разделу театральных технологий.
Началась работа над проектом, проектом большим, сложным. Без малейшего преувеличения можно сказать, что проекта такой сложности ДОКА ещё не выполняла. Сегодня проект — это 25 разделов, 37 томов только технической документации, не считая сметной части, около 7 000 листов формата А4 или приблизительно 430 листов в пересчете на формат А0.
Сложность проекта заключается в том, что впервые мы занимаемся не только сценическими технологиями, но большим количеством других специальных учебных помещений, уровень цифровизации которых не ниже, чем на самой продвинутой сцене. Нам предстоит оборудовать не менее семидесяти классов системой изменяющейся акустики, оснастив их специальными акустическими занавесами Gerriets Absorber CS, в то время как в зрительном зале будут смонтированы акустические роллерные системы с занавесами Gerriets G-Sorbers. Для десяти помещений должны быть спроектированы и смонтированы комплексы электронной коррекции акустики Vicello — сложные системы, состоящие из десятков микрофонов и динамиков. В сорока классах должен быть обеспечен доступ к медиаархиву консерватории. Студенты должны иметь возможность не только прослушать и просмотреть на видеоэкране или на персональном компьютере со специализированным программным обеспечением исполнение музыкального произведения, но и увидеть его ноты! Дополнительно специальные киоски с доступом к медиаархиву устанавливаются в фойе. И это не полный перечень.
К сегодняшнему дню строители сделали очень много, в том числе перекрыли металлическими фермами дворы консерватории, восстановили исторические перекрытия и укрепили дополнительными конструкциями крышу здания, в сценической коробке смонтировали переходной мостик и часть галерей. В хаосе двутавровых балок и металлических полос в зале Рубинштейна, если смотреть с несуществующего пока балкона, уже можно увидеть его будущие формы.
Но что касается сценической коробки, то здесь до ясного ощущения будущих театральных подмостков далеко, хотя нужно признать, что половина строительных лесов, паутиной заполнивших пространство сцены, уже демонтирована.
Идут и монтажные работы. Учитывая сроки сдачи объекта, нельзя терять ни минуты, поэтому, не дожидаясь предъявления участков монтажа в полной строительной готовности, везде, где это становится возможным, монтируются трубные пакеты и устанавливаются коммутационные шкафы. Приходится буквально наступать на пятки строителям. К сожалению, графики работ далеко не всегда стыкуются. Хотя едва ли на большой стройке таких ситуаций можно избежать.
Маховик работ раскручивается, заключены договоры с контрагентами, которых не один десяток; выстраивается система поставок, надо понять логистику, выстроить систему связей и подачи материалов и оборудования на стройку. Большая, сложная и ответственная работа, но тем она интересна!
Были и другие события, которые оставили свой след в нашей памяти.
6 февраля 2023 года состоялось торжественное открытие Малого зала Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького.
Театр в Оренбурге, старейший на Урале, был основан в 1856 году, сегодня это один из ведущих театров региона. Малый зал в ожидании реконструкции простаивал 15 лет, а теперь станет экспериментальной сценой, где зритель окажется лицом к лицу с актёрами и сможет буквально стать соучастником театрального действа.
Работа по ремонту и реконструкции зала велась в течение всего 2022 года. В это же время шла поставка оборудования, что в условиях всё увеличивавшихся санкций было не простым делом. В результате театр получил сценическую площадку на 80 зрительских мест, оборудованную по новейшим технологиям.
Задача создания многофункционального, легко трансформируемого зала была решена с помощью комплекта сценических станков из 24 модулей и мобильных кресел 3400 FSNF "B" Sandler Seating (Англия) с тележками для их транспортировки и хранения. В интерьер зала прекрасно вписались легкие мобильные кресла, обеспечивающие зрителю максимальный комфорт при просмотре спектакля.
В оборудовании сцены использованы качественные театральные станки белорусского производства.
Светотехническое оборудование зала состоит из профессиональных инновационных приборов, которые предоставляют театру широкие возможности в осуществлении любых художественных сценариев, в частности компактных, но очень эффективных прожекторов Mini-B от Claypaky.
Акустическая система Малого зала построена на оборудовании российского производителя ASR-Audio.
Новыми креслами может похвастать и Алтайский театр драмы им. Шукшина. В этом году в Алтайском крае началась реализация программ национального проекта «Культура», в рамках которого театру были выделены средства на приобретение новых кресел. Всего за два месяца были произведены и установлены 711 кресел и 65 приставных стульев самого высокого качества отечественного производства. Эргономичная форма, прекрасные материалы, современный дизайн – зал с новыми креслами выглядит свежо, стильно, нарядно.
Летом Союз театральных деятелей России и Театральный центр СТД РФ «На Страстном» провели двенадцатую сессию проекта «Театральное ПТУ» по повышению квалификации технических работников театров.
В проекте заняты и специалисты АО «ДОКА Центр», а участие нашей компании было настолько серьезное, что день 14 июня 2023 года в расписании занятий так и называется — «День с ДОКА Центр».
В первой половине учебного дня круглый стол «Современные сценические материалы» провела с участниками Театрального ПТУ руководитель отдела материалов и технологий сценического дизайна Маргарита Белоусова. После перерыва слово было предоставлено специалистам в области постановочного освещения. С обзором рынка современного светового оборудования выступили заместитель генерального директора Василий Литвин и инженер-консультант Александр Киричок, а также Александр Пейков из компании ACME, о доступных пультах управления светом рассказал наш коллега из компании «Шоу Ателье» Данила Ненашев.
Команда специалистов не в первый раз принимает участие в работе «Театрального ПТУ» и готова и дальше помогать в подготовке профессионалов сцены.
В конце сентября 2023 года завершилась работа выставки «Light + Audio Tec-2023», которую справедливо считают основным событием в мире светового, звукового и сценического оборудования в России. Непременное участие в этой выставке стало визитной карточкой нашей компании.
В течение трех дней в трех павильонах Экспоцентра на площади более 10 тысяч квадратных метров 146 участников, из которых 76 принимали участие в выставке впервые, представлявшие не только Россию, но и Белоруссию, Казахстан, Китай представили на выставочных площадках 595 как хорошо знакомых, так и совершенно новых брендов.
Компания ДОКА Центр познакомила посетителей выставки с новыми, но хорошо зарекомендовавшими себя световыми приборами компаний Clay Paky (Actoris ParLED, Sinfonia 600, Mini-B Spot, Tambora Flash, Tambora Linear 100, Volero Batten Aqua, K-EYE K20 HCR), Spotlight (HY FR 700, Profile LED, Standard Beam 15º - 30º, 6 Colors), DTS (приборы серии SOPRANO), ACME (AECO 5).
Посетители нашего стенда обратили особое внимание на новинку, которую продемонстрировал представитель компании Clаy Paky и ADB в России Слава Гартунг ─ модуль профильного прожектора Actoris Profile FC от ADB. Можно не сомневаться, что эта уникальная система, включающая в себя современное программное обеспечение, гарантирующее высокую производительность и многофункциональность управления цветом, вскоре широко заявит о себе.
Было на что обратить внимание и театральным художникам и художникам-технологам. Традиционно на стенде компании был представлен широкий спектр сценических материалов от ведущих европейских компаний Tuechler, Gerriets, Ascender: ткани для одежды сцены, бесшовные тюли и сетки, проекционные экраны, профессиональный линолеум и многое другое.
Ещё одно событие привлекло наше внимание осенью 2023 года ― VIII фестиваль «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров России и ежегодная осенняя Конференция АМТ. Именно в ходе конференции художниками и технологами театров вместе с приглашенными представителями ведущих фирм, профессионально занимающихся развитием театральной техники, обсуждаются важнейшие технические вопросы развития театральных технологий и художественного оформления спектаклей.
На научно-практическом семинаре, проведенном в ходе конференции, выступил заместитель генерального директора нашей компании Василий Литвин. Его выступление стало кратким отчётом о работе семинара ДОКИ в 2023 года «Новая реальность – новые решения». Василий рассказал о последних реализованных компанией объектах, о сложностях, возникающих сегодня при поставках театрального оборудования. В ходе выступления состоялась презентация новинок светового оборудования от ведущих производителей, подробно рассмотрены виды оборудования, которое на сегодняшний день удается заменить российскими аналогами.
Совместно со специалистами студии «ШОУ Консалтинг» обсудили тему виртуальных репетиций спектакля, которые организуются с помощью уникального программно-аппаратного комплекса, позволяющего подготавливать премьерные постановки в виртуальном пространстве.
Художники-постановщики и художники-технологи хорошо знакомы с ассортиментом продукции, предлагаемой отделом материалов и технологий сценического дизайна. И в уходящем году было выполнено более четырёхсот заказов для театров и объектов культуры различных регионов России - от Государственного академического Большого театра России до Черемховского драматического театра имени В.П. Гуркина, осуществлены крупные поставки материалов от текстиля для одежды сцены до напольных покрытий, от огромных проекционных экранов до десятков маленьких гобо.
Напольные покрытия DANCEFLOOR CONSOR производства известной компании Tuechler прекрасно показали себя в спектакле «Медведь», поставленном режиссером Маратом Абулкатиновым в Воронежском камерном театре.
Дважды в течение года заказывал сценический мольтон STAGE MOLLETON FR 300cm для пошива одежды сцены Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Художники Тимофей Рябушинский и Каринэ Булгач использовали этот материал в оформлении спектаклей «Пряничный домик» и «Отель двух миров».
Около сорока проекционных экранов и тюлей фирмы Tuechler разных форм, цветов и размеров были поставлены в завершающемся году в театры России. Среди них Театр Наций, в котором чёрный двухсторонний экран Black Pearl был использован в оформлении спектакля Даниила Чащина «Последнее лето».
А серые экраны Grey Pearl полюбились Красноярскому ТЮЗу и несколько подобных экранов было произведено для спектаклей «Жанна Д`Арк» и «Гоголь. Экспонаты». Не меньшей популярностью пользуются и бесшовные тюли. Например, Российский академический Молодежный театр применил огромный чёрный тюль во всё зеркало сцены Sharkstooth Gauze Super в новом спектакле «Леопольдштадт». Великолепная постановка Алексея Бородина стала лауреатом Театральной премии "МК" в номинации "Лучший спектакль большой формы" в категории "Мэтры"(2023).
И это лишь некоторые примеры. Обращает на себя внимание то, что среди театров, которые активно пользуются услугами наших специалистов театрального дизайна, более трети составляют театры, в реконструкции которых в разное время ДОКА принимала участие. Значит, нам доверяют.
Подводя итоги года, нельзя не рассказать и ещё о некоторых работах ДОКИ.
Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького.
Выполнен демонтаж старой и монтаж новой системы электроснабжения. Установлены настенные шкафы АДЛ Электроникс ШНЦ-24-3/ADL DC, количество прямых включений составило 96 каналов. Установлены рабочая станция оператора и пульты управления производства АДЛ Электроникс.
Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова.
Заказчиком была поставлена задача подобрать оборудование, которое могло бы работать идентично существующим профильным прожекторам ETC Lustr 2. Необходимо было увеличить количество однотипных приборов, не меняя при этом весь парк существующих. В результате демонстраций и подбора оборудования были выбраны и поставлены прожекторы DTS SOPRANO 5 HQS и приборы Clay Paky MINI-B WW.
Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого.
Продолжена модернизация системы постановочного освещения. Поставлены и смонтированы современные осветительные приборы и модернизирована система управления освещением и электроснабжением.
В составе поставленного оборудования:
- Clay Paky SINFONYA PROFILE 600 и K-EYE K10 HCR
- Prolights EclProfile CT+
- АДЛ-Электроникс LED PRO 270 WWx4, LED PRO 270 WWx2, DMX NetGate+ RDM XLR, ADL DMX NETGATE+ RDM RJ, DMX Splitter RDM XLR 8xXLR-5F(6+2), ADL DMX SPLITTER RDM RJ, ADL NET SERVER, ADL DMX NETGATE+ RDM RJ, DIM/SW 220-12-3 ESR, ПУ-24 и РСО mobile
- Compulite Vibe M
Фото: Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого
Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького.
Реализована поставка осветительного и видео оборудования с последующим его монтажом и проведением пуско-наладочных работ. Полностью обновлено оборудование пяти осветительных софитов и осветительных лож, а всего поставлено более 75 приборов.
В составе поставленного оборудования:
- Prolights EclProfile CT+
- DIALighting Profile spot 600
- ACME DIABOLO 300
- PANASONIC PT-MZ17KLBE и PT-VMZ61B
Фото: Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького
Воронежский государственный театр оперы и балета
Совместно с нашим партнером осуществлена поставка осветительного оборудования в составе:
- Clay Paky MINI-B, Actoris ParLED
- ACME AECO 5
- DIALighting PAR CAN 18 zoom
Фото: Воронежский государственный театр оперы и балета
Сахалинский театр кукол
Полностью обновлена система электроснабжения. После проведенных работ общее число диммерных и свитчерных каналов составило более 300.
Состав поставленного оборудования:
- LightUnion DSR12-16 и DDR 12-16L
- Sunelec SPP-5-1D10D
За 2023 год нашей компанией и совместно с партнерами осуществлены комплексные поставки оборудования в составе:
- Clay Paky Axcor Spot 300, Axcor Profile 400 HC, MINI-B WW, MINI-B, MINI-B Spot, AXCOR PROFILE 600 TEATRO, TAMBORA BATTEN ROUND, MIDI-B, Actoris ParLED
- Spotlight PC 300 TW, Tunable White 06°-45°, miniFRESNELMI FN NO
- DTS SOPRANO 5 HQS
- ACME AECO 20
- Reel EFX REDF50DMX
- ASTERA AX3 Lightdrop (AX3), AsteraBox™ CRMX
- SILVER STAR PLUTO 350
- Sunelec AGP-5-4D2E, RGS-5-DC-AC
- DIALighting Led spot 250MH Zoom, DMX SPLITTER 8
- LightUnion EtherCon DMX 8
- Company NA DigiSwitch 20, DigiNet 88 E2
В 2023 году компания АО «ДОКА Центр» продолжила расширение и укрепление дилерской сети. С помощью друзей и партнеров профессиональное технологическое оборудование нашло новый дом в таких городах как: Самара, Южно-Сахалинск, Санкт-Петербург, Барнаул, Екатеринбург, Грозный, Саратов, Москва, Норильск, Калуга, Светлогорск, Тула, Оренбург, Чебоксары, Мурманск, Улан-Удэ, Омск, Челябинск, Уфа, Горно-Алтайск и многих других.
По этому перечню можно смело изучать географию России!
Вот таким оказался год 2023. Сложным, иногда трудным, но как всегда интересным. Хочется надеяться, что год наступающий примет эту эстафету и также порадует нас интересной работой.
28.12.2023 г.