Возвращаться к привычному рабочему ритму тяжело...
Прошло несколько дней, а полное ощущение, что ты всё ещё живёшь Семинаром, его заботами, его встречами, лицами людей, очень доброжелательными и улыбчивыми. Как будто ты вроде бы здесь, но часть тебя осталась в подмосковном пансионате Липки, куда вот уже второй раз мы пригласили гостей на Семинар ДОКИ.
Из приглашения: "В прошлом году мы отметили своё двадцатилетие, что говорит о нашей стабильности и верности традициям. Семинар ДОКИ - это ещё одна хорошая традиция".
Год рождения Семинара - 2000-й. Сегодняшний стал пятым по счету и на этот раз назывался - "От линии света - на линию сцены". Название меняется каждый раз и отражает то, чем живёт ДОКА. В этом году - эволюцию нашей компании, начинавшейся более 20-ти лет назад в качестве разработчика и производителя устройств управления световыми эффектами и постепенно развившейся до компании - генерального подрядчика по всему комплексу технологий сцены. Всякий раз у нас не возникает сомнений, кого пригласить на Семинар - это все, кто, так или иначе, связан с театром, сценой, и технологией действа, происходящего на ней. От директоров и технических директора театров, зав. постов, художников по свету, сценографов, художников-декораторов до руководителей и ведущих специалистов компаний, работающих на рынке театральных технологий и профессионального шоу. Главное, что показать, чем поделиться...
Никогда ещё иностранная составляющая нашего форума не была представлена так широко - руководители и представители ADB, ETC, Clay Paky, Rosco, Spotlight, Leader Light, Tuechler из Бельгии, Италии, Великобритании, Австрии, Чехии, Германии. Да и география наших соотечественников - участников Семинара - впечатляет: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Ставрополь, Самара, Красноярск, Ижевск, Пермь, Оренбург, Новосибирск, Владивосток, Уфа, Сургут, Ростов-на Дону, Воронеж, Тверь, Тобольск, Южно-Сахалинск, Сочи, Саранск, Североморск, Волгоград, Северодвинск, Норильск, Новый Уренгой, Набережные Челны, Минусинск, Киров, Грозный, Вологда, Владимир, Великий Новгород, Омск, Нефтеюганск, Киров. И, конечно, Москва.
Хроники Первого дня
У нашего семинара особый ритм. Едва успевшие разместиться гости, сразу оказываются вовлеченными в него. Партнёров и дилеров компании ждала "торговая сессия". На которой, как всегда, обсуждались насущные проблемы бизнеса и презентовалась новая программа направления "розничная торговля". В одной из аудиторий был развёрнут музей ДОКИ, вместивший всю нашу двадцатилетнюю историю. Там на страницах пожелтевших документов, в любительских фотографиях, в уникальных для нас экспонатах живёт не какая-то абстрактная ДОКА, а все мы, только чуть моложе. Нам очень хотелось поделиться со всеми частью своей жизни, вместившей в себя и разные направления деятельности компании, и разные государственные строи, и разные судьбы...
Суматошный и по-летнему тёплый день закончился традиционной встречей у костра. Дождь, правда, несколько раз принимался за своё, и один раз - всерьёз, но желание общаться победило.
Из приглашения: "И, помимо всего прочего, это уникальный шанс в преддверии отпускного сезона пообщаться с коллегами, поделиться впечатлениями, обменяться опытом!"...
Чем ещё хорош Семинар? На нём встречаются люди, не видевшиеся по нескольку лет: учителя с учениками, коллеги, когда-то работавшие вместе, но разлетевшиеся по городам и весям, партнёры, друзья... Оторвавшись от привычных забот, оказавшись вдалеке от города, на практически замкнутой лесом, воздухом и небом территории, все как будто бы не могли наговориться. Мы не мешали... А темную безлунную ночь прорезали тонкие, похожие на туго сплетённый канат, лучи Аlpha Beam 300. Красиво...
Хроники Второго дня. Чем поделиться...
Готовя Семинар, мы решаем очень сложную задачу. Во-первых, как в рабочую программу вместить двухлетнюю историю компании, неразрывно связанную со сценическими технологиями, и поэтому ничуть не противоречащую общей идеи форума. Во-вторых, что из нового, созданного, произошедшего в этой области показать гостям. Если честно, в этот раз мы чуть-чуть с информацией переборщили, но отказаться от чего-то предложенного не смогли. Да и участники Семинара, переполненные новостями, были не в обиде.
Из приглашения:
-
"В программе:
- Российская премьера новейшего прожектора Clay Paky - Alpha Beam, представление семейства управляемых прожекторов Alpha 300;
- Теория и практика LED (светодиодных) технологий, особенности применения в театре и в шоу;
- Тиристорные, биполярные и транзисторные диммеры - отличия, преимущества, недостатки;
- Практика применения цифровых сетей в управлении сценическим комплексом;
- Новое в опыте реконструкции театров;
- Презентация проекционных экранов - от отдела материалов и технологий сценического дизайна;
- Световое шоу приборов;
- Круглый стол Ассоциации художников по свету России;
- Круглый стол для сценографов и декораторов... И многое другое..."
Открыл второй день Александр Фокичев. В выступлении, вместившем видеофрагменты "Каталога решений", он рассказал об основном направлении развития компании - комплексные решения в области технологии сцены - весь цикл работ от идеи, замысла до полного воплощения. Представил гостей Семинара и познакомил с программой...
Андрей Грязнов - руководитель отдела сценической механики назвал своё выступление "2008 год - год механики". Не слукавил. Достаточно сказать, что мы смогли реализовать идею международной кооперации с окончательным изготовлением и сборкой лебёдок и систем управления здесь, в России. В настоящий момент, программа производства предусматривает выпуск более 200 лебёдок и 55 шкафов управления до августа текущего года с их последующим монтажом в 6 различных театрах России.
Владимир Лукасевич. "Международный опыт: открытие Пекинской оперы". Такого театра в мире ещё не было. Нет-нет, никто не умаляет достоинств существующих театров с их великой славой. Но технологии, машинерия, внешний вид и грандиозность Пекинской оперы впечатлили всех. Спасибо Владимиру за фильм и рассказ о театре. Он в качестве художника по свету ставил в нём оперу Джакомо Пуччини "Турандот"...
За очень лаконичным - "Новое в опыте реконструкции театров" - напряженная работа. О Питерских проектах - Александр Викторович Сергеев - директор компании "ДОКА - Санкт-Петербург", которая в этом году отметила своё пятилетие. Как всегда, блистательно, с тонким юмором об очень непростых объектах: Александринском театре, Концертном зале Мариинки, театре им. Ленсовета, Михайловском театре и, конечно, Эрмитажном театре. А вот конкретно о концепции постановочного освещения Михайловского театра - Михаил Меклер. Его приезд к нам на Семинар - подарок. Гость - редкий, рассказчик - необыкновенный, человек - редкого таланта быть человеком всегда. Полюбился...
Второй блок почти целиком мы отдали Маргарите Белоусовой - руководителю отдела материалов и технологий сценического дизайна. Её выступление называлось "Современные декорационные материалы на российской сцене. Многообразие идей". Следом за ней выступил гость Семинара - представитель компании Tuechler - Christoph Lach: "Презентация проекционных экранов. Различные применения. Сравнение технических характеристик. Выбор экрана под конкретную задачу". И все присутствующие смогли убедиться, как много зависит от типа применяемого экрана и расположения проектора. Об опыте использования фильтров и проекционного оборудования Rosco в США и Европе, о создании световых эффектов огня, воды, снега, дождя и так далее - менеджер компании Rosco - Andreas Dessloch.
Хроники Пикирующего...
Это было самое зрелищное "выступление" на Семинаре. Себя демонстрировали новые приборы Clay Paky Alpha 300 и фаворит этого семейства управляемых прожекторов - Alpha Beam. Световое шоу готовили Marco Zucchinalli и Massimo Piccinini. А вот представлял новое оборудование - Глеб Фильштинский. Как всегда, безумно занятый, и поэтому 29 мая прилетевший на три часа, чтобы отрепетировать своё выступление, а 31 мая - на те же три часа, чтобы рассказать о приборах. Самое большое количество вопросов из зала было задано именно про Alpha 300. Интерес был неподдельным, и шоу - впечатляющим... Спасибо Глебу, который, по его признанию, сам так и не понял, как умудрился за два дня преодолеть огромные расстояния, переключиться со световой партитуры концерта звезд балета на Стрелке Васильевского острова на комментарии и технические характеристики оборудования Clay Paky... Наверное, потому что приборы эти ему нравятся, да и наш Семинар - тоже...
Хроники Второго дня. Продолжение
Во второй половине дня художники-постановщики, сценографы и бутафоры проводили "Круглый стол", а остальные участники Семинара остались в киноконцертном зале.
Из выступления А.Фокичева: "Мы часто по поводу и без используем термин "цифровые технологии". А что это такое? Какие преимущества на практике это приносит работникам сцены, знают далеко не все. Анатолий Айрапетянц попробует провести для нас ликбез в этой области".
Анатолий Айрапетянц - технический директор нашей компании - обладает помимо огромного количества талантов, ещё одним, очень важным: он умудряется о вещах сугубо технических, и потому априори скучных, говорить настолько понятно и образно, что интересно становится всем. Что у него и получилось...
Мы решили предоставить трибуну российской компании "Светоч - Сэмлайт" - производителю диммерных систем. Владимир Марченков, специалист компании, сравнил основные диммерные системы: тиристорные, биполярные и транзисторные (синусоидальные). А новые разработки компании ADB представил руководитель отдела маркетинга компании Larry Bush и Анатолий Айрапетянц.
Совсем кратко свою компанию Spotlight представил её президент - Augusto Andraghetti. Следом за ним Александр Кельганов - художник по свету нашей компании - рассказал о серии mini - прожекторов, производимых компанией Spotlight, по-своему уникальных, не имеющих аналогов среди продукции других фирм. Главный художник по свету Большого театра Дамир Исмагилов поделился своим опытом применения mini - прожекторов при создании световой партитуры спектакля. Кстати, мы от всего сердца поздравляем Дамира с присвоением звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации! Колоссальный творческий потенциал, удивительная человечность, высочайший профессионализм - это всё про нашего большого друга - Дамира Исмагилова...
Мы специально пригласили к нам в гости компанию Leader Light, по нашему мнению - одного из мировых лидеров в области производства светодиодных прожекторов и светильников. Maros Kohut и Juraj Zirka - представители компании рассказали, что же скрывается за лаконичным и модным нынче словом LED. О пока ещё небольшом опыте работы со светодиодными источниками при постановке спектакля выступили художники по свету Андрей Изотов и Елена Древалёва. О переносе световых партитур спектакля на новое оборудование после реконструкции - М. Шавдатуашвили. Эта тема настолько волнует всех театральных работников, переживших реконструкции и замену оборудования, что мы решили вынести её для более полного обсуждения на "круглый стол" художников по свету. Но это уже на следующем Семинаре...
Завершило рабочую программу второго дня Семинара выступление Florianа Maierа (ETC) "Удобство и простота управления интеллектуальным оборудованием консолью EOS". Мы не просто рассказали о новом пульте, который будет управлять комплексом постановочного освещения Большого Театра, но и транслировали всё рассказанное на большом экране. Удобно...
Хроники "Круглого стола"
Говорят, нельзя объять необъятное, но нам хотелось... Поэтому работало, практически два Семинара одновременно: "большой" - в большом зале и "малый" - "круглый стол" Маргариты Белоусовой...
В этом году мы решили поговорить о проблемах. Проблемах воплощения сценографической идеи. Люди театра знают, что при создании спектакля режиссёр с художником (иногда это одно лицо, а иногда и три - режиссёр, сценограф, художник по свету) придумывают концепцию спектакля, а вот каким образом её реализовать - не всегда бывает ясно. И начинаются мучения - а как создать такой-то эффект, или имитировать явление природы на сцене, или создать идеальную зеркальную поверхность, лёгкую и небьющуюся... Участники "круглого стола" с удовольствием делились своим опытом использования флуоресцентных красок, зеркальных плёнок, проекционных экранов. Обсуждались новые материалы и технологии для создания уникальных декораций, позволяющих реализовать идею режиссёра, и запоминающихся зрителям...
Открой любую театральную программку или любое театральное издание. И обязательно найдёшь имена знаменитых сценографов, постановщиков, работающих на той или иной сцене, в том или ином шоу, фильме и т.д. И какое же великое счастье, что многие из них нашли время и вырвались на наш Семинар. Спасибо Харикову Юрию, Марголину Зиновию, Никоненко Виктору, Арефьеву Владимиру, Акимовой Ирине Михайловне, Мисуно Михаилу, Бенедиктову Станиславу, Герасименко Виктору, Архипову Виктору, Алексееву Юрию, Непомнящему Андрею, прилетевшему из Хабаровска и Михаилу Мокрову - из Норильска. Мы были рады встрече со Светланой Буряковой, Иваном Миляевым, Тамарой Кирсановой, Верой Вистинецкой, Ольгой Росс, Фаниёй Низамовой, Розой Гиматдиновой, Михаилом Карягиным, Наталией Козко, Сергеем Гусевым, Сергеем Луниным, Алексеем Викторовым. И рады долгожданному знакомству с Инной Мирзоян - заведующей кабинетом сценографии СТД. Извините, если кого-то забыли...
Хроники Вечерние
Торжественный вечер с хорошей джазовой музыкой в кругу людей уже ставших друзьями - достойное завершение трудового дня. А нас ждал последний, третий день Семинара...
Хроники Третьего дня. Настроение
Мы впервые оставили на последний день довольно обширную часть программы. И поняли - знаний много не бывает. В большом зале - "Дальнейшее сравнение проекционных экранов. Коэффициент усиления. Светоотражение и светопередача. Области применения" - М. Белоусова, Walther Kozik, Christoph Lach (Tuechler). Затем - "Практика работы с проекционными насадками Rosco для профильных прожекторов. Создание оригинальных световых эффектов" - М. Белоусова, Andreas Dessloch (Rosco). Здесь же чуть позже проводили консультации по оборудованию представители отечественных ("МФГ" и "ADL") фирм и наши зарубежные партнёры. В аудитории Юрий Хариков представлял фильм "Ромео Кастеллучи. Новаторство в сценических технологиях". Кто-то вёл личные консультации с представителями реконструируемых и строящихся объектов, с прокатчиками, просто общался...
В общем, времени не хватило...
Хотелось ещё чуть-чуть продолжить, поговорить, послушать...
В следующий раз. Через два года.