DOKA-ART@DOKA.RU +7 (499) 995 25 31

Круглый стол: роль технолога в реализации творческого замысла художника-сценографа

В рамках XIII Всероссийского семинара "Новая Реальность. Готовые решения" компании «ДОКА Центр», прошедшего в Подмосковье с 28 по 30 мая 2025г, руководитель отдела сценического дизайна Белоусова Маргарита рассказала участникам о современных материалах для художников и мастерских. После презентации для гостей был организован круглый стол, посвящённый одной из самых актуальных тем в современной сценографии — «Роль технолога в реализации творческого замысла художника». Тема, предложенная художником Алиной Алимовой, вызвала у участников живой отклик, переросший в насыщенную дискуссию.

В мероприятии приняли участие более 50 специалистов: сценографы, технологи, заведующие постановочной частью, художники по костюмам и представители театральных производств. Особую значимость круглому столу придало присутствие мэтров отечественной сценографии: Виктора Архипова, Юрия Харикова, Игоря Капитанова, Фагили Сельской.

Традиционно активное участие приняли студенты Школы-студии МХАТ, которые приехали в сопровождении Ольги Неволиной, декана факультета сценографии. Интерес к семинару оказался настолько велик, что ни один из приглашённых молодых специалистов не пропустил мероприятие, несмотря на ранний выезд из Москвы— автобус к месту проведения отправлялся в 8:00 утра! Бесспорно, прошедшее заседание за круглым столом можно назвать профессиональным диалогом поколений.

Вот основные тезисы прослушанных выступлений.

Алина Алимова: баланс между творчеством и техническими возможностями. Алина представила проект «Аленький цветочек» (Мариупольский театр, мастерские «Декарт»), подчеркнув важность инженерных решений и проблему эксплуатации декораций неквалифицированными рабочими. Художник, придумывая декорацию, должен задать себе вопрос, а есть ли в данном театре персонал, который сможет хорошо её собрать? А не нужно ли для данного проекта максимально упростить декорацию? На примере спектакля «Не ёжик», поставленного почти одновременно в двух разных театрах, в тольяттинском Дилижансе и в московском ДМТЮА, Алина показала фото двух совершенно разных декораций, созданных в соответствии с уровнем квалификации персонала и технической оснащённости конкретного театра.

Отдельно стоит выделить участие мастерской «Вот-так» в создании сценических костюмов для спектаклей Алины Алимовой. Алексей Викторов рассказал о технологии печати, которая позволяет создавать принты и рисунки любой сложности на тканях различной плотности и фактуры.

Виктор Шилькрот: технология как искусство. На примере спектакля «Доходное место» (Театр им. Пушкина) Виктор рассказал, как технолог Анна Кошкина предложила интересное эскизное решение декорации, решив проблему сохранения уровня планшета пола. Технолог придумала компактный механизм столиков, а конструктор мастерских Сергей Бондарев разработал механизм поднятия этих столиков. Совместная работа прекрасных специалистов позволила художнику сохранить свои задумки и не отказываться от первоначальных замыслов. Выступление Виктора, дополненное впечатляющими фотографиями разных спектаклей, стало мастер-классом по взаимодействию художника и технолога.

Команда «Новой оперы»: кто за что отвечает? Тимофей Ермолин, Наталия Фирсова и Александр Ключев представили системный взгляд на распределение ролей между художником и технологом. Также коллеги показали разницу в работе над спектаклем, когда художник – из своего театра или приглашённый, и когда технолог штатный или со стороны. Это очень сильно влияет на стиль работы и на конечный результат. Специалисты поделились своими мыслями о том, какие факторы ограничивают творческие возможности художника, и тем, как грамотный технолог может помочь в преодолении этих ограничений. Технический директор театра Тимофей Ермолин блестяще ответил на сложные вопросы из зала.

Дина Тарасенко из студии «Шоу-Консалтинг»: цена ошибки и сила сотрудничества. Художник привела два контрастных примера:

- неверно принятые технические решения на этапе подготовки мюзикла «Любовь не умирает» из-за отсутствия ведущего технолога (18-часовая сборка декораций!);

- успех интерактивного музея «Невская застава» благодаря слаженной работе технологов «Шоу-Консалтинг» и технологов мастерских.

Очень интересен был рассказ Дины о том, как ей удалось зажечь своим энтузиазмом технологов-закройщиков классического костюма. Технологи вначале были в ужасе от странных на их взгляд эскизов авангардных костюмов, но в результате сшили потрясающие костюмы для спектакля «Тартюф» молодёжного театра г. Челябинск.

В результате спектакль номинировался на театральную премию в рамках фестиваля профессиональных театров «Сцена- 2018» в номинации «Художник по костюмам».

Александр Храмцов: технолог как соавтор. Петербургский художник говорил о необходимости общей культурной базы у сценографа и технолога: «Если технолог не знает, кто такой Караваджо, диалог усложняется. Если человек видел и любит картины Вермеера, он навсегда запомнит, как выглядит красивая белая штукатуренная стена, ему можно сказать, помнишь, как это было у того-то художника или в таком-то классическом кино? И встречаешь понимание и энтузиазм».

Сергей Рябинин: куклы, технологии и наставничество. Художник из казанского театра «Экият» (приглашённый по рекомендации Анастасии Глебовой) показал множество фотографий своих работ и поделился с присутствующими тем, насколько важно молодому художнику, начавшему работать в театре, попасть под крыло грамотного и опытного старшего товарища. Без знания технологии производства декораций - нет театрального художника. А как интересно Сергей рассказывал о том, как он «сочиняет» своих кукол! Удивительна его «ледяная» кукла для спектакля «Авиатор» по роману Евгения Водолазкина, которому понравился спектакль. Очень впечатляют куклы с картофельными лицами для грустного спектакля «Адэмнэр/Люди» о страшном голоде в Поволжье и на Урале в 1921-1922 годах.

Юрий Хариков: вариативность сценических решений. Мэтр поделился своим методом работы над сценографией. Этот метод позволяет проанализировать свои первые, вторые, последующие впечатления и постараться реализовать свои идеи в эскизах. Соответственно, получается довольно много вариантов эскизов, каждый из которых является отдельной работой, которой можно поделиться с режиссёром для выработки общего решения. Юрий показал свои прекрасные эскизы, множество вариантов, для спектакля «Мёртвые души».

Обсуждение оказалось настолько захватывающим, что выступающие едва успели на банкет)

«ДОКА Центр» выражает благодарность всем спикерам и гостям за вдохновляющий обмен опытом, который подтвердил: технологии и творчество неразделимы.

11.06.2025 г.