Законы природы, которым мы должны подчиняться всю жизнь, так неумолимы и властны,
что даже мнимое, иллюзорное их нарушение (а в этом состоит каждый фокус),
доставляет нам немалую радость.
Корней Чуковский
История контактов ДОКИ и проекта "Шоу воды, огня и света", которым руководит заслуженный артист России Анатолий Сокол, начиналась несколько лет назад. Это была поставка небывалого для российского цирка количества интеллектуальных прожекторов Clay Paky. Анатолий Сокол, художественный руководитель этой программы, которая успешно развивается под эгидой Российской государственной цирковой компании, в этот раз заказал у ДОКИ эффектный сценический линолеум Glitter. И применил его в своём стиле – творчески, а значит, неожиданно...
— Анатолий, скажите, какова цель приобретения сценического линолеума Glitter? Это покрытие заказывают в основном для оформления подиумов, модных дефиле или выставок.
— Когда я посмотрел образцы, несколько вариантов декорационного оформления, покрытие Glitter производства компании Tuechler (Австрия) мне сразу понравилось, и особенно – вариант «серебро на белом фоне». «Золотые» блёстки не подошли – у нас световое многоцветье, отражения точнее будут на «белом серебре», как мне показалось. Была очень важная прикладная задача – оформить, т.е. закрыть барьеры на арене цирка и то, что за барьерами. Уложив на барьеры куски мягкого декорационного Glitter, мы закрыли и их, и то, что по ходу представления должно быть скрыто на арене: разные наши лонжи, шпалы, всё-всё-всё. Линолеум свою декорационную задачу решил, к тому же, как оказалось, он достаточно удобен и неприхотлив в условиях частых переездов. А вот характер цветовой гаммы, который дал Glitter при освещении прожекторами, стал для нас полной неожиданностью. Нигде раньше я такого не встречал...
— Придаёт праздничный вид?
— Не только. Эффект при освещении – изумителен. Мы раньше использовали для решения подобных задач зеркала, но зеркала поглощали свет. А этот материал мало того что симпатичный и нарядный, он ещё очень хорошо отыгрывает работу наших световых приборов фирмы Clay Paky. Все эти Spot'ы, Wash'ы.
— То есть мы говорим о светоотражении, да?
— Да, во-первых, о силе светоотражения. Не только с первого, или скажем, с третьего, но и с последнего ряда отлично видно отблеск этого материала. И поскольку "фон" линолеума – белый, а серебристые блёстки распределены в прозрачном виниле, это помогает создать нам очень праздничный вид. Второй момент: когда включается свет, с этим материалом арена становится светлее. Мы благодарны ДОКЕ за этот материал, я очень доволен.
— Расскажите, пожалуйста, об эксплуатационных свойствах Glitter...
— О, был случай, когда я очень расстроился. У нас в представлении сверху падает водопад – это 70 тонн воды. И, соответственно, часть линолеума попадает в воду. Ни один линолеум выдержать такое без последствий не сможет. Мне показалось, что "подмоченный" Glitter потерял свои свойства, перестал блестеть. Но когда он высох, то... опять восстановил свои свойства! Что нас, конечно, обрадовало.
— Восстанавливаться – это его технологическая особенность.
— Да, он высох, и всё восстановилось. Поэтому пусть люди не беспокоятся, если на него попадает вода, – просто надо высушить. Тоже очень хороший такой вот плюс в этом материале.
— Условия эксплуатации, прямо скажем, у вас критические... Да, Анатолий, вы конечно, помните, что этот линолеум – это 100%-й винил, который "боится" мороза? Его обязательно нужно хранить, раскрывать и укладывать только при положительной температуре. Иначе он может треснуть...
— Спасибо, что напомнили. А мы, знаете, как его перевозим сейчас, летом? Сворачиваем его в круг, как афишу, и так упаковываем в ящик. Может быть, в холодное время года его всё-таки держать в развёрнутом состоянии – он тогда быстрее прогреется в тепле и мы сможем разложить на прогрев каждый лист отдельно?
— Наверняка так лучше. Ведь ваш Glitter уже нарезан на небольшие куски. Если с мороза прогревать линолеум, свёрнутый в рулон, это должно длиться не менее суток для стандартного размера рулона. У вас в цирке такого времени может и не быть Анатолий, каким образом вы закрепляли Glitter по кругу на арене?
— Мы этот линолеум резали по метру, вернее полтора на метр, и укладывали по барьеру. Cначала хотели эти куски приклеить на специальный такой состав – бакелит. Как когда-то наклеивали зеркала. Но зеркала очень быстро пришли в негодность от влаги, от того, что по ним ходили артисты, клоуны, зрители, животные. Glitter более устойчивый к такому физическому износу, поэтому мы просто кладём сверху этот материал, и он прекрасно лежит без всякого бакелита, даже не клеим его. Укладываем, униформисты поправляют его перед представлением, и всё получается ровно, аккуратно.
— То есть материал достаточно пластичный?
— Да. Раньше я использовал другой материал, просто серый, но теперь, попробовав этот, отдаю предпочтение ему. Просто мне он очень понравился. По нему у нас ходят и животные, и артисты – даже балет может танцевать...
— И не скользко?
— Не скользко, даже когда по мокрому люди наступают, ничего не скользит! Материал хороший оказался. Это новый материал?
— Производитель, компания Tuechler, постоянно работает над улучшением линейки профессиональных сценических линолеумов. И Glitter – пример из этого ряда. Но это, конечно, не танцевальный линолеум, а эффектный, так сказать декорационный, и предназначен он, как в вашем случае, скорее для иллюзии, оформления праздников, концертов...
— Вы знаете, есть у Glitter ещё один необычный эффект, можно сказать, загадочный... Когда на него попадает свет, в отражённом свете проявляется эффект типа 3D! То есть он не просто отражает свет, а как-то начинает сам светиться, возможно, из-за вкраплений, серебристых блёсток...
— Из глубины немножко, да?
— Точно! Как будто светодиоды. Не просто падает свет, а как будто растекается внутри, как по оргстеклу. Я был поражён...
— Необычно.
— Особенно потрясающий эффект от Alpha Spot 1500. Такой ореол сияния получается, края не чёткие, а как бы немножко уходят в глубину. Красиво. Зрителю нравится. Не просто серая основа, обычная, а коммерчески красивый линолеум (о как я его сейчас назвал!). Glitter подарил зрителю чуточку больше чуда. А ещё праздник делают приборы Clay Paky, которых теперь у нас в два раза больше... Очень хорошо, что это всё-таки туровое оборудование, хорошо, что мы их покупаем в фирменных кофрах. Это создаёт возможность сохранения приборов. У нас за два года не вышел из строя, не разбился ни один прибор. А переезды и дороги – вы представляете, что это такое?
— Могу предположить...
— Ваши приборы проехали от Астрахани до Иркутска, это 5000 км, и ни один прибор не разъюстировался, ни одна деталь не отвалилась. Всё доехало, подключили – всё работает...
— Более жёстких условий, чем российские гастроли, сложно придумать...
— Большое спасибо можно сказать итальянцам-производителям, ну и вашей сервисной службе, которая нам помогала. Это действительно качественные приборы, которые выдерживают многое. У нас, бывает, приборы работают по трое суток, не выключаясь, представляете? Программируем, монтируем. Мы отключаем только из-за того, что кабель греется, а прибор работает. Бывает, конечно, проходят сутки – приборы как бы начинают немножко "глючить", но стоит на час выключить, включить и они снова могут работать. Я вам как практик говорю, что очень доволен этими приборами.
— Анатолий! Можно сказать, что вы и шоу – просто срослись за эти годы. Столько вложено и в душевном, и в материальном, и в художественном смыслах. Ваш проект в постоянном развитии...
— Развитие позволяет нам расширять наши возможности, и зритель приходит к нам и говорит: "Да, мы такого не видели. Это здорово. Спасибо вам большое".
Оборудование Clay Paky, приобретённое Анатолием Соколом:
Alpha Spot HPE 1500 | — | 46 шт. |
Alpha Wash 1500 | — | 19 шт. |
Alpha Beam 1500 | — | 7 шт. |
ИТОГО: 72 прожектора Alpha 1500! |
Сценические материалы и технологии:
Tuechler 1004269 SHOWFLOOR GLITTER White/Silverglitter
Напольное покрытие белое глянцевое с серебристыми блестками,
ширина 1,5 м., толщина 1,2 мм., в рулонах по 30м., – 60 погонных метров.