"Шута Балакирева" ждали. И не только потому, что последняя пьеса Григория Горина, завораживающая режиссура Марка Захарова, звездный состав исполнителей. Потому еще, что работали над спектаклем долго, как-то по-особому трепетно относясь и к драматургии, и к эпохе, и к характерам. Зрители, со свойственным истинным театралам любопытством и нетерпением предвкушали появление очередного сценического шедевра. И не обманулись... Спектакль "Шут Балакирев" на сцене Ленкома стал одним из самых ярких явлений прошедшего сезона...
По замыслу художника театра Олега Шейнциса основным элементом декораций должны были стать 130 стульев, внешне максимально приближенных к мебели эпохи Петра I. За основу был взят стул из дворца А.Меньшикова. Тяжелый остов, обтянутый кожей. Декораторами театра использовалась кожа типа чепровороток толщиной 3-4 мм, предоставленная по специальному заказу Московским кожевенным заводом и обработанная особым образом - стяжкой, дабы сохранить ее фактуру (гладко натянутая кожа напоминает фанеру). Мало кто знает, что натуральный цвет выработанной кожи - светло бежевый, почти песочный. О.Шейнцису же необходимы были пять основных цветов: красноватый, зеленый, коричневый, хаки, синий, почти черный... Причем, не чистые, открытые, а сложные, глухие цвета. Существуют два способа окраса кожи: барабанное крашение натуральными красителями и покрывное - нитрокрасителями. Ни один, ни другой способ создателей декораций не устраивал. В первом случае не хватало цветовой гаммы, а второй давал открытость цвета и блеск, который не годится для сцены. Кроме того, в обоих случаях пропадала натуральность...
Проблема казалась неразрешимой, если бы не уникальные краски Supersaturated фирмы Rosco (Великобритания). В чем их уникальность? При их смешивании можно "придумать" любые желаемые цвета и оттенки! Именно с их помощью и были получены те самые долгожданные пять цветов, которых так долго добивались художники театра: красно-коричнево-зеленый, умбра с вкраплениями чисто коричневого цвета, черно-синяя гамма с добавлением ультрамарина - вороной цвет и так далее... Натянутую на стулья кожу покрывали полученными сочетаниями, а дальше начиналось самое интересное. Краски Supersaturated разводили жидко, до прозрачности, причем, без потери основного цвета и прямо в таком виде лили на поверхность стульев. Когда все эти цвета, как в технике монотипия, проникают, как бы втекают друг в друга, образуются живописные лужицы. После высыхания, сквозь внешний, будто бензиновый, слой просматривается подложка, а на поверхности остается необычно хамелионовая, и, главное, матовая поверхность... Потом все это обрабатывалось пчелиным воском - рисунок становился ярче, проявлялся рельеф... В результате получилось то, чего и добивались - фактура старинной мебели. У стульев появилась биография!...
В следующий раз мы столкнулись с возможностями красок Supersaturated когда пытались покрасить плюшевое платье для сцены "День дурака" в том же спектакле. А плюш, как известно, плохо поддается прокрашиванию. Нитро-краски не годятся, так как теряется фактура ткани, у спрейевых красок - слабая насыщенность, и их понадобилось бы огромное количество... Краски от Rosco не только сохранили особенности ткани - блеск и переливчатость, но и не потеряли насыщенность цвета. Я развела их в воде и распылила на платье из краскопульта. Чем еще привлекательны краски для работы, особенно с театральными костюмами? Они не осыпаются, что особенно важно при многократном использовании костюмов, сохраняют эластичность ткани, цветность...
Спектакль "Шут Балакирев" называют одним из самых стильных и ярких спектаклей. Наверное, в этом немалая заслуга главного художника театра Олега Шейнциса и замечательных красок фирмы Rosco.
Татьяна Крылова - Зав. художественно-декорационного цехом театра "Ленком".