Интересная и яркая премьера состоялась в зеленоградском театре Ведогонь в прошедший понедельник, 16 сентября, причём яркая в прямом смысле этого слова. Что же произошло, спросит человек, пропустивший это мероприятие? Чем отличается оно от других явлений культурной жизни? Давайте попробуем разобраться и начнём с самого главного для любого театрального события ― со зрителя.
Зритель в тот день был исключительно профессиональный. Такое количество людей, имеющих прямое отношение к миру художественного света, людей талантливых и энергичных, в одном месте собирается не часто (что, кстати, не может не вызывать сожаления). Но они оторвались на время от своих важных дел для того, чтобы на сцене театра поздравить компанию ДОКА Центр и её итальянского партнёра, известную во всем мире фирму Claypaky, с 30-летием делового сотрудничества.
Кто же исполнял главные роли в этом спектакле? Конечно, приборы, которые производились компанией Claypaky в разные годы и в разные годы привозились в Россию ДОКОЙ. Каждый прибор, о которых при их перечислении с грустью вспоминали зрители, означал определенный этап в развитии Claypaky, появление новых направлений, оригинальных технологий, рост качества исполнения. Самое потрясающее, что оборудование работает и сегодня. Например, три экземпляра ветеранов художественного освещения сканеров Golden Scan 3, первыми показавшими реальную возможность использования «дискотечного» оборудования в театральной постановке, были доставлены из театра «Сатирикон». Свою готовность к бою и сегодня они вполне подтвердили во время пятиминутного светового шоу, завершившего вечер.
Еще перед началом действия заместитель генерального директора ДОКИ по производству Алексей Смыслов провёл для зрителей экскурсию по театру. Ведогонь ― один из недавних объектов ДОКИ (2021 год). Но знакомы театр и ДОКА давно, более двух десятков лет ДОКА входит в состав Попечительского совета театра, и его реконструкция была, таким образом, делом чести. Получился хороший пример видоизменения и приспособления под театр помещения, по определению лишенного необходимых архитектурных объемов: карманов сцены, трюма, колосников, когда их отсутствие компенсируется с помощью продуманных технологических решений.
Выверенную драматургию самого творческого мероприятия зрители отметили сразу: кратко, чётко, по-деловому. Впрочем, это стиль, выработавшийся у ДОКИ за 37 лет существования компании.
В прологе генеральный директор ДОКИ Александр Фокичев, стоявший у истоков сотрудничества двух компаний, рассказал об истории возникновении взаимного интереса, вылившегося в результате в более чем двадцать лет эксклюзивного представительства в России, о том, что за прошедшие 30 лет нет ни одного проекта ДОКИ, в котором не использовалось бы оборудование Claypaky. Тем ценнее сегодня позиция итальянских партнеров, которые в сложных условиях санкционного давления продолжают совместную работу. А за примерами сотрудничества далеко ходить не надо: 1 222 прибора поставлены только за последние полтора года.
Первый акт предсказуемо начался с выступления представителей компании Claypaky. Появившиеся на сцене Альберико Д’Амато, Юлия Сабева и Слава Гартунг заметно волновались, поэтому выступление получилось смешанным русско-английско-итальянским. Но наши друзья зря переживали о том, поймут ли их. Для зрителя не имело значения, на каком языке сказаны добрые слова, главное, что сказаны они от чистого сердца, с уважением к партнеру и другу, и это почувствовали все.
Нельзя не сказать и о том, что для Альберико Д’Амато Россия не только место приложения профессиональных усилий. Больше десяти лет назад Альберико с супругой усыновили русского мальчика Максима, который стал настоящим итальянцем по имени Массимо и, как говорит сам, каждое утро просыпается с ощущением счастья. Вот такие люди работают в компании Claypaky.
В конце выступления ДОКУ ожидал приятный сюрприз. В мире искусства существует несколько уважаемых наград: «Золотой глобус» и «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой лев» и не сильно уважаемая «Золотая малина», но только у ДОКИ теперь будет «Золотая moving head» ― награда, которую нашей компании преподнесли коллеги из Claypaky.
А интрига на сцене продолжала закручиваться. Второе действие открыл Дамир Исмагилов, на сегодня самый известный в стране и самый титулованный художник по свету. С Claypaky и ДОКОЙ он работает не первый год и по его словам очень доволен этим содружеством. Главным залогом успеха Дамир считает то, что и компания-производитель, и компания-поставщик очень внимательно относятся к предложениям и просьбам людей, для которых световые приборы становятся важным инструментом в работе. Они, по его словам, не только слышат, но и слушают. Он вспомнил, как при реконструкции Большого театра вместе с представителями ДОКИ ездил на завод компании Claypaky в Италию для обсуждения некоторых важных изменений в конструкции световых приборов. И изменения были приняты и внедрены. Дамиру было очень приятно видеть в дальнейшем эти модернизированные приборы не только у себя в Большом театре, но и, например, в Венской опере. Значит, предложенные изменения оказались актуальными.
После серьезного выступления Дамира Исмагилова по законам драматургии была необходима интермедия, и она состоялась в исполнении ещё одного замечательного театрального художника Глеба Фильштинского, который, широко улыбаясь, приветствовал зрителей с экрана, поскольку находился в это время на репетиции в Александринском театре в Петербурге.
На весь зрительный зал старой Александринки, наполненный воздухом классики, Глеб заявил, что буквально «купается в свете 30 фонарей Claypaky», установленных на репетиции, и считает прожекторы этой фирмы очень качественным инструментом, так же необходимым художнику по свету, как мольберт и кисти живописцу.
Третье действие могло бы показаться суховатым, но заместитель генерального директора ДОКИ Василий Литвин, человек, который лучше других разбирается в продукции Claypaky, с такой теплотой провел презентацию как новых, так и заслуживших уже доверие художников приборов, что всякие опасения в скучности разговора отпали сами собой.
Василий рассказал и продемонстрировал в работе и представителей известной серии MINI B, которая по своей популярности давно стала макси и не первый год занимает лидирующие позиции в продажах ДОКИ, и замечательный Sinfonya Profile 600 − первый из совершенно нового семейства светодиодных приборов, разработанных и изготовленных исключительно для театрального рынка.
Он напомнил зрителям, что компания ДОКА Центр имеет самое непосредственное отношение к рождению прожектора и принимала участие в разработке технического задания на него при реконструкции театра Вахтангова.
В заключении Василий продемонстрировал уникальный исторический прожектор, родившийся на сцене Мариинского театра: стандартный CP Color 400 с тубусом от профильного прожектора Source Four. До продукции Claypaky этому агрегату далековато, но это лишнее подтверждение того, что Левша был не одинок.
Во время технического антракта внимание зрителей было привлечено рассказом Николая Полякова и Игоря Столярова. Как и в настоящем театре в продажах высококачественного оборудования многие события остаются за кулисами. Художник по свету получает в руки уникальный инструмент, но этот инструмент требуется подготовить к работе. Даже кисточки рекомендуют вымачивать в касторовом масле, а тут Claypaky!
Получилось так, что именно на изделиях Claypaky отрабатывался цикл подготовки и предпродажного обслуживания оборудования. Сегодня специалисты отмечают, что с технической точки зрения одной из важных особенностей итальянского оборудования была его высокая ремонтопригодность.
А ещё, говорят они, нам было очень интересно работать с приборами Claypaky.
Продолжение истории сотрудничества двух компаний зрители услышали в четвертом действии. Это был немножко женский, а потому слегка восторжнный взгляд на события тридцатилетней давности от художника по свету Майи Шавдатуашвили.
Майя пришла в ДОКУ из Мариинского театра, как художник воспитана была на классических примерах и первое время отзывалась об оборудовании Claypaky не слишком лестно, о чем сожалеет. Однако в результате более глубокого изучения приборов мнение её изменилось, словно прожекторы вдруг в полной мере раскрыли перед ней свои возможности. Трудно сказать, как это удалось, но, наверное, мастерство художника и творческая настойчивость дали себя знать.
В пятом, заключительном акте, слово получил Александр Сиваев, художник по свету, лауреат Золотой маски, много и плодотворно сотрудничающий и ДОКОЙ, и с Claypaky.
Его рассказ вновь подтвердил тот факт, что в компании Claypaky работают инженеры, которые заинтересованы в том, чтобы помочь художнику и дать ему такой инструмент, который в наилучшей степени раскроет его творческий замысел. Иногда это происходит не так быстро, как хотелось бы, но происходит непременно.
Эпилогом поистине театрального действа стало яркое световое шоу, в котором свои возможности демонстрировали световые приборы Claypaky созданные в разные годы, но, несмотря на свой возраст, не ставшие музейными экспонатами. Необходимо сказать большое спасибо автору шоу художнику по свету Руслану Майорову, который как заправский дирижер руководил этим световым оркестром.
После всего сказанного хочется надеяться, что смысл заголовка нашей статьи стал ясен всем.
А общая фотография зрителей и участников премьеры на ступенях театра Ведогонь это прекрасно подтверждает.
Александр Сергеев
03.10.2024 г.