тел: +7(499)995-2531, +7(499)995-2450 факс: +7(499)995-2450
mail: doka-art@doka.ru, rosco@doka.ru

ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ – ХАРАКТЕРИСТИКИ, СВОЙСТВА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Это уже бесспорный факт - область использования проекционных экранов на сценах театров и в сфере развлечения расширяется с каждым годом. Сегодня экраны позволяют создавать различные эффекты, работать со световыми заливками, проводить онлайн трансляции, создавать 3D-эффекты. Некоторые виды экранов успешно применяются для мягкого рассеивания и устранения бликов от светодиодного экрана или источника света. Производятся экраны с цифровой печатью, с перфорацией для улучшения акустической проницаемости. Отдельная группа – моторизованные экраны.


Проецировать видеоизображение можно практически на любую поверхность или материал - например, на тюль или вуаль. Но винил по-прежнему остается вне конкуренции, гарантируя контролируемое качество изображения под определенную задачу.


Мариинский театр, «Снегурочка».
Художник Г.Цыпин.
Декорации из экранов Light Translucent, Rosco
Театр «Новая Опера», «Золушка».
Художник В.Герасименко
Голубой экран SKY, Tuechler

Каждый экран – своего рода уникум. Технологию производства виниловых экранов производители хранят в секрете, у каждого экрана есть свои особенности. Вы увидите это на примере проекционных экранов компании Tuechler (Австрия), которые мы обсудим в этой статье. А начнем… с главного.


КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ


ОСВЕЩЕННОСТЬ СЦЕНЫ И ЗАЛА

От освещенности в зале напрямую зависит контрастность изображения. Получить максимально контрастное изображение при ярком освещении в принципе невозможно. Просчитать контраст несложно – это кратность между черным тоном (например, 1 люмен) и максимально белым (1000 люмен). В этом случае контраст будет равен 1000. Если на черный тон попадает освещение всего лишь в 50 люмен, контраст будет равен 1050 : 51 = 20,6, т.е. ухудшится в 48 раз! Это не означает, что экраны можно использовать только в полной темноте, но говорит о необходимости внимательно относиться к освещенности экрана, которая влияет на разные экраны по-разному. Серые и черные экраны отражают попадающий на них свет в меньшей степени, чем экраны белые. А полупрозрачные экраны пропускают свет, уменьшая коэффициент отражения.


ВИДЫ ПРОЕКЦИИ

При фронтальной проекции проектор под заданным углом подает изображение на экран, который отражает изображение к зрителю. Характеристики фронтального экрана: коэффициент усиления светового потока, угол обзора и особенности цветопередачи. Важно так разместить проектор, чтобы изображение не перекрывалось артистами или элементами декораций.
При обратной (РИР) проекции изображение передается сквозь проекционный экран. При выборе такого экрана учитывают коэффициент пропускания, угол обзора и характеристики цветопередачи. Более темные цвета экранов позволяют удачно маскировать их среди декораций. Актеры могут стоять перед экраном, не создавая помех для изображения.

Театр «Новая Опера», «Саломея».
Художник Э.Иошпа
Полноцветная печать на экране Gerriets
Крокус Сити Холл.
Проект «Танцы в 3D».
Экран Super 3D, Tuechler

УГОЛ ОБЗОРА ЭКРАНА

Угол обзора экрана говорит о различном восприятии изображения зрителями, находящимися перед экраном или сбоку от него. Прежде всего, это возможные перепады в яркости изображения. Как изменяются уровни коэффициента усиления или пропускания в зависимости от угла зрения, Вы можете увидеть на примере диаграмм:


Серый экран DARK PEARL (Tuechler)
Стандарт DIN 19045

Черный экран BLACK PEARL (Tuechler)
Стандарт DIN 19045

Фронтальная проекция Обратная (рир) проекция Обратная (рир) проекция

Серый экран DARK PEARL имеет сглаженную диаграмму при фронтальной
и  рир-проекции, что обеспечивает незначительное снижение яркости ~ на 15-20%
(при изменении угла обзора от 0° и 30°).

Черный экран BLACK PEARL имеет заостренную
диаграмму с заметным снижением яркости


Из-за перепада яркости на черных экранах при рир-проекции возможно проявление эффекта т.н. «горячего пятна», с более светлой зоной изображения в центре экрана. Но это не означает, что черный экран BLACK PEARL хуже, чем серый экран DARK PEARL. Просто у каждого экрана своя задача. К тому же, на яркость изображения влияет и мощность проектора, и качество проецируемого контента. А при увеличении дистанции от экрана до зрителя в сравнительно узкий угол с «нормальной» яркостью попадает большинство зрителей в зале. Однако и тут есть свои ограничения, о которых скажем ниже.


РАСЧЕТ ШИРИНЫ ЭКРАНА

При выборе размеров экрана компания Tuechler рекомендует формулу: расстояние от первого зрительского ряда до экрана должно составлять 1,5-кратную ширину экрана. А последний ряд должен находиться на расстоянии «Ширина экрана х 6».



Ограничение угла обзора в 40° особенно важно при проецировании динамичного изображения. Эти правила учитывают психологию восприятия и физиологию человеческого глаза, обеспечивает быстроту и легкость восприятия. Рекомендации носят условный характер и не учитывают особенности конкретной сцены и зала.


Театр ET CETERA, «РЕВИЗОР.ВЕРСИЯ»
Идея художественного оформления А.Боровский
Экран NEVE, Tuechler
Губернский театр, Москва
«Хулиган. Исповедь»
Экран DARK PEARL, Tuechler

В наших рекомендациях мы учитываем также характеристики экранов, условия применения, рекомендации производителя, опыт применения экранов нашими заказчиками и партнерами.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКЦИОННЫХ ЭКРАНОВ TUECHLER (АВСТРИЯ)

Наименование и цвет экрана

ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ
Коэффициент усиления

РИР-ПРОЕКЦИЯ
Коэффициент пропускания

Качество проекции в условиях повышенной освещенности, в баллах: max-5

Контраст / нейтральность цветопередачи в баллах:
max-5

Рекомендации производителя (сфера применения)

Под прямым углом 0°

Под углом 30°

Под прямым углом 0°

Под углом 30°

DARK PEARL
Темно-серый
Предпочтительна рир-проекция

0,25

0,2

0,35

0,3

5

5/5

Для фронталльной и рир-проекции на горизонты и задники

GREY PEARL
Средне-серый Предпочтительна рир-проекция

0,45

0,3

0,7

0,4

4

4/4

Для фронталльной и рир-проекции на горизонты и  задники, «рассеиватель» перед светодиодным экраном и крупноформатным монитором

WIEN
Светло-серый
Только фронтальная проекция

0,8

0,6

_

_

5

5/4

Для проекции на горизонты и задники, для домашнего кинотеатра и телестудии

NEVE
Белый полупрозрачный
Для световых заливок, фронтальной и рир-проекции

0,8

0,7

0,65

0,6

2

2/5

Для световых заливок, фронталльной и рир-проекции на горизонты и задники, «рассеиватель» перед светодиодным экраном

WHITESTAR PLAIN
Белый
Только фронтальная проекция

1,1

0,8

_

_

2

2/4

Для проекции на горизонты и  задники, для кинотеатра и телестудии. Возможна поставка с перфорацией

SUPER 3D
Серебристый/белый
Только фронтальная проекция с обеих сторон. Super 3D/Pro Sound 3D

1,4/2,9

0,8/1,0

_

_

4

5/2

С серебристой стороны - 3-D проекция в поляризованном свете
С белой стороны – обычная фронтальная проекция

BLACK BACK (Blackout)
Белый с черной подложкой
Только фронтальная проекция

0,8

0,7

_

_

2

1/4

Светонепроницаемый экран для проекции на горизонты и  задники, для домашнего кинотеатра и телестудии

BLACK PEARL
Черный
Предпочтительна рир-проекция

_

_

1,1

0,18

4

5/4

Для фронтальной и рир-проекции на горизонты и задники, для создания эффектов


ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОЕКЦИОННЫХ ЭКРАНОВ

Проекционные экраны изготавливаются из винилового полотна, как правило, шириной ~ 2,2м. Полотно сваривается по специальной технологии, с вертикальными швами. «Бесшовных» виниловых экранов практически не существует - такова специфика производства. Сверхтонкие швы незаметны с нескольких метров. Форма экрана может иметь не только вид квадрата или прямоугольника, но и круга, эллипса и др. При размещении заказа на экран необходимо сообщить его точные размеры и характер обработки краев.


ОБРАБОТКА КРАЕВ ВИНИЛОВЫХ ПРОЕКЦИОННЫХ ЭКРАНОВ

Термины:
Рабочая сторона экрана – предназначена для проекции, обычно - более матовая по сравнению с обратной стороной.
Внешний размер экрана - ширина и высота экрана, включающие в себя ширину обработанных краев.
Проекционное поле экрана (внутренний размер) – ширина и высота экрана, исключающие ширину обработанных краев.



Виды обработки краев экранов:
Модель 0. Вертикально свариваемые виниловые проекционные полотна, без обработки краев.
Модель 1. Швы по бокам, люверсы сверху и карман для отгрузки в нижней части экрана.
Модель 2. Люверсы сверху и по бокам экрана, карман снизу.
Модель 3. Люверсы по всему периметру экрана.
Модель 4. Кнопки по всему периметру экрана. На раме экрана устанавливается «ответная часть» кнопок.
Карман под трубу и фартук. Специальная обработка низа экрана с фартуком из аналогичного проекционного полотна, предназначенного для скрытия нижней рамы или пространства под экраном. Стандартная опция: фартук прикреплен к передней части экрана (спереди).


ИНСТРУКЦИЯ ПО ДОСТАВКЕ, ХРАНЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОЕКЦИОННЫХ ЭКРАНОВ

Полный текст «Инструкции производителя на проекционные экраны» Вы найдете здесь. Мы напомним некоторые положения:
1. Все проекционные экраны, полученные методом высокочастотной сварки, складываются «конвертом» при транспортировке и упаковываются в картонные коробки.
2. Проекционный экран чувствителен к холоду. Если экран доставлялся при температуре ниже +5°С, необходимо не разворачивая, прогреть его до 18-20°С. При низких температурах экран становится ломким!
3. После прогрева разложите экран и развесьте его для выпрямления складок. После длительного хранения в сложенном виде складки труднее выпрямить.
4. Для равномерного натяжения экрана используйте амортизаторы Rubber Straps черного или белого цвета.



5. Экран лучше хранить в развешенном состоянии. Если это невозможно, храните экран накрученным на картонную трубу, в горизонтальном положении.
6. Рекомендуемый диаметр металлической трубы для отвеса: 4 -5 см, толщина стенок трубы - до 2,5мм. Чрезмерный вес трубы приводит к неравномерному растяжению экрана и появлению разрывов.
7. Винил проекционного экрана - термоэластичный материал, поэтому размер произведенного экрана может отличаться до 2% от запланированного.
8. Хранить и эксплуатировать экран - при комнатной температуре, вдали от нагревательных приборов и прожекторов с горячим корпусом.


ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПРОЕКЦИОННЫХ ЭКРАНОВ

В данной статье описаны некоторые особенности проекционных экранов компании Tuechler (Австрия). Мы также поставляем экраны компаний Gerriets (Германия), Wilhelm Westholt (Германия), ROSCO (США-Великобритания). Каждый из них производит экраны с различными характеристиками и особенностями. Будем рады ответить на Ваши вопросы и провести поставку. Для производства экранов в Европе требуется время. Размещайте заказы заблаговременно!


См. также:
Проекционные экраны Tuechler
Проекция на сферу. Сетка Cine Gauze Figaro Gerriets (Германия) в «Эксперименте» на сцене Афинского концертного зала «Мегарон".